Год на колесах.

Введение.

  Около года назад я приобрел свой первый, и пока единственный, горный велосипед. Еще толком не зная, как управлять этой машиной, я отправился в свою первую поездку - от веломагазина до дома километров 5 по нашему холмистому городу. Путешествие длиною в год было наполнено всевозможными поучительными происшествиями, что, собственно, и подвигло меня на написание этой статьи. Быть может, мои путевые заметки помогут людям, начинающим свой велопуть, более грамотно подойти к вопросам выбора, экипировки, снаряжения... Различные издания, книги, сайты и форумы дают всевозможные советы на тему выбора марки велосипеда, минимального набора вещей, а так же советы по выбору одежды. Я же лишь предлагаю Вашему вниманию свое видение вопроса. Я приверженец длинных и коротких велопоходов, автономных велопутешествий и городского вечернего катания. А посему статьи будут ориентированы именно на такую категорию велосипедистов.

Выбор коня.

  Собственно выбор марки велосипеда - это Ваше дело. Дискуссии о качестве той или иной всемирно известной марки я оставлю профессионалам. Скажу лишь, что хороший горный велосипед не бывает дешевым. Собравшись покупать себе двухколесного коня, будьте готовы увидеть на ценнике 5-значную цифру. Дешевле - хуже. Существуют, на мой взгляд, 4 типа велосипедов. Это дорожные, горные, триал и ВМХ (Бэ эМ Икс). У каждого типа свое назначение. Наиболее подходящим для путешествий является горный велосипед с жесткой рамой (хардтэйл), потому что качественный трэйловый байк (не путать с триалом) - велосипед с амортизационной вилкой и стабильным задним амортизатором - не всем по карману. Еще один подводный камень: не поддавайтесь соблазну приобрести недорогой двухподвес корейского производства или подобные им самоделки. Выглядят они эффектно, но удовольствия от катания мало. Слишком неточно работает система переключения скоростей, тормоза… Кроме всего прочего, тяжелая стальная рама не сделает легче вашу жизнь.

Одежда.

  Одна умная книжка дает хорошие советы по выбору одежды. Все их советы хороши для крупных городов и для людей, занимающихся велоспортом или велотуризмом профессионально. Из их рекомендаций извлеку лишь советы, пригодившиеся лично мне. Старайтесь покупать одежду из хороших материалов. Чтобы Вам в ней было комфортно. Я встречал рекомендацию относительно того, что хорошо одевать джинсы. Позволю себе не согласиться. Джинсы подходят для непродолжительных или "точечных" (в определенной точке города) покатушек. После продолжительного катания в грубых тесных брюках вы поймете, что я имею в виду. Кроме того, в жаркую погоду вкручивать в плотных штанах - кайф на любителя. Я советую вам приобрести, ну если не велоштаны, то, по крайней мере, спортивные брюки. Обратите внимание на то, что не все велосипеды оборудованы защитными кольцами на ведущих звездочках. Поэтому ищите штаны с узким низом или с затяжками. Вариант решения проблемы с закусыванием штанов я нашел в приобретении бандажа на голень. Более того, я надевал бандаж, даже катаясь в шортах, дабы уберечь ногу от случайной травмы. Кстати о шортах. В данном случае я готов отдать свой голос в пользу джинсовой ткани, если покрой шорт достаточно свободный. Мои шортики меня порадовали немаркой расцветкой и свободной выкройкой, не стесняющей движений. К слову о цвете одежды. Ищите яркие вещи. Вас виднее будет на дороге, а так же в случае чрезвычайной ситуации - проще заметить с воздуха (надеюсь, до этого дело не дойдет). Стоит иметь несколько комплектов одежды, на случай жары, ветра и холода. Вот что ношу я:
• Летом, в жару надеваю шорты, футболку или легкую безрукавку, от солнца на голову - бейсболку или бандану.
• В холодную погоду - спортивные штаны, легкую ветровку (толстовку, теплую безрукавку с водолазкой - в зависимости от погоды).
• Для катания зимой - соответственно, теплое нижнее белье, велоштаны, свитер, теплую безрукавку - в теплый зимний день, спортивную куртку (у меня сноубордическая) - в мороз. Ну и шапочку. Советую приобрести непродуваемый подшлемник.
Хорошо, если Ваша одежда будет снабжена световозвращающими элементами.

Перчатки и прочая защита.

  Обязательно приобретите велоперчатки и именно "с пальцами". Эта незатейливая защита убережет Ваши руки даже при самом незначительном падении. Лично я предпочитаю иметь две пары перчаток. Плотные - для холодной погоды и тонкие, хорошо вентилируемые - для жаркой. Обе пары я самостоятельно снабдил светоотражающими полосками. Идеальный вариант - полоски вдоль пальцев - всегда видно, как ни возьмись за руль. Прошу прощения за плохое качество фотографий. Снято камерой телефона.
  Навсегда на локте моем останется шрам от того памятного падения при прыжке с лестницы. С тех пор я ношу налокотники. Кто-то скажет, что излишества это. Ну да, если катается человек себе спокойно по тротуарчикам Москвы… А ну как в Петропавловске моем разгонишься с горы, да на скорости, объезжая бешеную старушку, впилишься куда-нибудь? Полезно иметь еще и наколенники, но при длительной езде они натирают ноги. Другое дело - зимой. Под наколенники и налокотники надеваю исподнее и все в ажуре! На лето я уже приготовил для рук муфточки - прокладочки между налокотником и локтем. Отрезал куски рукавов старой водолазки. Что-то подобное можно сделать и для ног.
  Езда в шлеме по городу меня просто вымораживает! Но шлем – это безопасность, а порой даже жизнь! Быть в шлеме мне не идет. Я смотрюсь в нем как грибок из игры Супер Марио :). Купил шлем лишь для участия в соревнованиях, но одевал и в городе, зимой, перед особо опасными спусками.

Обувь.

  Если Ваш велосипед оборудован контактными педалями, тогда разговор короткий - покупайте велотуфли и катайтесь в свое удовольствие! :) Я же купил велосипед с обыкновенными металлическими "топталками". Через некоторое время я заметил, что подошва моих кроссовок просто измочалена. Кроме того, из-за того, что подошва имеет прогиб, нога постоянно съезжала с правильного положения, когда на педаль давит передняя часть стопы. В моем случае отличным выбором стали кеды, которые я купил по совету одного райдера-даунхильщика. Опять же, не советую брать китайские на рынке. Возьмите обувь уважаемой фирмы, в специализированном магазине. Подошву ищите плоскую (без подъема) и как можно жестче. Почти год уже я езжу в своих кедах. Ездил в них летом и зимой. Держатся отлично. Единственное, почему хочу новые - цвет темный. Хочется праздника ;).

Рюкзак и чем его набить.

  Начал свой путь я вообще без рюкзака. Однако таскать набор необходимых инструментов в подседельной сумке оказалось не совсем удобно. Долго мне служил рюкзачок одной малоизвестной фирмы. Тот рюкзак жив до сих пор и еще долго проживет, но он слишком объемный. Это не всегда удобно. Я приобрел (на рынке) рюкзак меньшим объемом. Написано "Адидас", но мы-то знаем, чего стоит эта надпись ;) Порвался рюкзачок через месяц и привет :)! Вот тогда-то я разорился на специальный велорюкзак. Опять же, советую брать рюкзак (независимо от того, вело- он или не вело-) яркого цвета, и со световозвращающими вставками. Принципиальным отличием специализированного велорюкзака от обычного является его каплевидная форма. Ищите рюкзак с жесткой спинкой, по возможности, с двумя перемычками на лямках. Некоторые модели оснащены гидраторами (емкость для жидкости со шлангом и соской) - это тоже очень удобно. Мой рюкзак снабжен еще и карманом для шлема, лямками для крепления наколенников и карманом для очков. Чем же наполнить эти литры полезного объема? Во-первых, конечно же, инструментом. Можете приобрести комплект, а можете и по отдельности собрать набор. Во-вторых, аптечка. В третьих, запасная камера. А теперь подробнее обо всем. Из инструментов мне реально пригодились в походных условиях шестигранники (набор), масленка с жидким синтетическим моторным маслом, и однажды даже выжимка - небольшое устройство для разборки/сборки цепи. Ну, естественно, ремнабор для "лечения" проколов камер (куда же без него!) - наборчик заплаток и быстросохнущий резиновый клей. Кроме того, я самостоятельно дополнил ремкомплект складными пассатижами (складной нож, отвертка, консервный нож, шило, пассатижи с кусачками и фонарик), моточком медной проволоки, изолентой, и маркером - на всякий пожарный (хоть на камнях писать: "Тут был Ваня"). Всегда вожу с собой запасную камеру, пару рабочих перчаток, тряпочку (вытирать руки, раму, цепь и др.), кусочек велоцепи и насос (насос я вожу в рюкзаке, дабы не оставлять возле магазинов на раме). В состав аптечки вошли: бинт, лейкопластырь (бактерицидный и обычный), йод, активированный уголь, упаковка презервативов (рыбу ловить и живую в них складывать или карту упаковать перед переправой, да мало ли что!) и зажигалка - зажигать :). Для зимнего катания позвольте посоветовать приобрести согревающий крем или гель для ног. В двадцатиградусные морозы эта вещь здорово помогала мне забыть о своих ногах на время катания. Помимо всего прочего, советую возить с собой налобный фонарик - пригодится, если придется ночью ремонтом заниматься.

Прочее оборудование.

  К прочему оборудованию я отношу: фляжку для воды, велокомпьютер, крылья, велофару, сигнальные огни (габаритный огонь, стоп-сигнал, сигналы поворота), очки, зимняя резина.
Фляга - это фляга. Всегда под рукой, удобно пить из нее (я говорю о велосипедной фляге), особенно если нет гидратора.
Велокомпьютер не является жизненно необходимым прибором, но это удобно, знать, с какой скоростью движется велосипед, пройденное расстояние и т.п.
Чем большую долю окружности колеса закрывают крылья, - тем лучше. Однако не переусердствуйте. Слишком длинные крылья будут болтаться, и раздражать Вас своим дребезжанием. Также следует искать достаточно широкие модели крыльев. Грязь не всегда летит строго в плоскости колеса.
Велофара Вам понадобится лишь в том случае, если Вы любите кататься под звездным небом. Хотя после затянувшейся поездки возвращаться домой "на ощупь" - занятие превеселейшее ;).
Сигнальные огни полезно приобрести, если Вы планируете часто проезжать по неосвещенным автомобильным дорогам в темное время суток и в туман.
Очки - прекрасная защита от Солнца, ветра и мошек :). Цвет очков выбирайте на свой вкус. Хорошо будет, если Вы обзаведетесь солнцезащитными и прозрачными (для ночных поездок) очками.
В том случае, если Вам захочется покататься зимой, советую заранее поискать шипованые покрышки. При выборе покрышек, ориентируйтесь на имя производителя и на то, сколько вы готовы заплатить за частичку своей безопасности. Есть покрышки для городской езды с шипами в средней части протектора, а есть агрессивные зимние покрышки с рядами шипов на боковых зубцах протектора. Такие покрышки имеют порядка 300 шипов. Соответственно, они и тяжелее. Тем не менее, любая шипованая покрышка не дает 100% гарантии от заносов. Въезжая на довольно крутой обледенелый участок под острым углом Вы имеете все шансы отполировать лед своими коленками или чем там вам повезет ;).

Химия.

  Велосипед - это в первую очередь механизм. Он требует ухода. Минимальный уход Вы можете осуществлять сами. Для смазки цепи я применяю жидкое синтетическое моторное масло, ноги вилки мажу специальной смазкой для вилок. После мытья велосипеда обрабатываю цепь и переключатели влаговытесняющей жидкостью WD-40 или е. Но будьте осторожны. Эта жидкость не должна попадать во втулки, каретку, словом туда, где есть подшипники и родная густая смазка, дабы не вымывать последнюю.

Вот, собственно, и все. Надеюсь, хоть парочка из моих советов кому-то поможет :)
Главная Покатушки Гостевая статьи по MTB фото Работы 3D обмен Дизайн интерьера Ссылки
Hosted by uCoz